Хотите присоединиться, узнайте больше информации здесь

Масонские манускрипты

Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства.

Масонские манускрипты

Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства. Под ними как правило понимают — масонские конституции, регламенты, катехизисы, уложения, наставления, требования, статуты

Холливеллский манускрипт

Первый статут Уильяма Шоу (1598)

Холливеллский манускрипт, также известный как Поэма Региус (Regius Poem), это первый известный масонский текст. Он состоит из 64 рукописных страниц в поэтической форме. Стихотворение начинается с отсылки к Евклиду и его пониманию геометрии в древнем Египте, а затем к распространению искусства геометрии в «других землях». Он сопровождается пятнадцатью пунктами для мастера в отношении морального поведения (не укрывать воров, не брать взятки, регулярно посещать церковь, и т. д.) и режимов работы на строительной площадке (не использовать труд каменщиков в ночное время, обучать правильно учеников, не брать такую работу, которую нельзя выполнить и т. д.) [2].

Общее мнение относительно возраста документа и даты его написания — это где-то между концом XIV века и серединой XV века. А его авторство принадлежит священнику из западной Англии. Рукопись была составлена из различных уложений, которые переходили из рук в руки, пока не попали в Королевскую библиотеку, которая была подарена Британскому музею в 1757 году королём Георгом II, сформировавшим ядро сегодняшней Британской библиотеки.

В то время документ представал как поэма о моральных обязанностях. Значение документа как связанного непосредственно с масонством не было заметно, пока сама поэма не была рассмотрена в статье о масонстве Джеймса Холливелла, в 1840 году. В тексте документа говорится, что масонство пришло в Англию во времена правления короля Ательстана, между 924 и 939 годами. Манускрипты представлены сейчас в Британской библиотеке, в Королевской коллекции рукописей, в каталоге ссылок 17 A.I.

Манускрипт Мэтью Кука

Манускрипт Мэтью Кука является одним из старейших ранних документов, известных как «Готические конституции масонства», и вторым старейшим известным манускриптом в масонской истории [3]. Как правило, Готические конституции включали представления, мифические легенды древнего масонства, список требований и правил для масонов, их присяги или обязательства [4].

Манускрипт был опубликован Р. Спенсером, в Лондоне в 1861 году, и был отредактирован Мэтью Куком — отсюда и новое название. В Британском музее в каталоге он указан как «Дополнительный манускрипт. 23,198», и отнесён Хьюаном приблизительно к 1450 году — дате, с которой согласилось большинство специалистов.

Доктор Бегеманн считает, что документ был «составлен и написан в юго-восточной части западного Мидлендса, вероятно, в графствах Глостершир или Оксфордшир, либо в юго-восточной или юго-западной части Уорчестершира или Уорвикшира. «Книга правил», которая сформулирована во второй части документа, это конечно 14 век, и весьма возможно начало 15-го века» (Ars Quatuor Coronati — исследовательская ложа «Четверо Коронованных») IX, page 18).

Это копия части двух старинных манускриптов, которые не сохранились, о чём свидетельствуют пробел в тексте и повтор одной части [5]. Манускрипт Кука безусловно держал в руках сам Джордж Пейн, когда в свой второй срок на посту великого мастера в 1720 году он составил на его основе Генеральный регламент, который Андерсон включил в свою версию «конституции», опубликованной в 1723 году. Джеймс Андерсон сам, видимо, использовал манускрипты 901—960 годов. Ложа Quatuor Coronati перепечатала в 1890 году рукопись в виде факсимиле во II томе Антиграфа и включила Комментарий Джорджа Уильяма Спета [6][7].

Статуты Ратисбонна

Статуты Ратисбонна (1498 год) знаменуют переход оперативного масонства в спекулятивное во Франции.

Наставления Киркуола

Наставления Киркуола являются манускриптом неясного происхождения, в котором присутствуют несколько масонских посланий. Они висят на западной стене храма ложи Киркуол Килвиннинг № 38 (2) в Оркнее. Обычно утверждают, что они записаны в 1785 году на куске ткани в ложе брата Уильяма Грэма. Различные легенды ссылаются на наставления тамплиеров и место нахождения Святого Грааля. Эти претензии, однако, были оспорены Робертом Л. Купером в книге «Росслин — обман?» [9]. Купер представляет доказательства, утверждая, что свиток, составленный Уильямом Грэмом, или под его руководством, датируется второй половиной 18 века, на основе детального анализа его символики.

Конституции «Современных»

Масонские конституции

«Масонскими конституциями» были конституции для Первой великой ложи Англии, написанные для стандартизации ритуалов и практики масонства среди лож Лондона и Вестминстера, работающих под юрисдикцией этой великой ложи. Очевидно, что конституции не предназначались для остальных лож в других частях Англии, Шотландии и Ирландии. Первое и второе издание были написаны Джеймсом Андерсоном в 1723 и 1738 годах.

История

Конституции Андерсона были основаны на старых масонских манускриптах (также называемых «готическими конституциями» и генеральном регламенте, который был составлен Джорджем Пейном в 1723 году [10]. Полное название издания: «Конституции масонов, содержащие историю, уложения, правила, предписания и т. д. самого Древнего и весьма достопочтенного братства, для использования ложами» [11]. Когда в 1738 году Первая великая ложа Англии изменила своё название на Великую ложу Англии изменила свое название на Великую ложу Англии, конституции Андерсона были переписаны заново. Название во втором издании (1738 год) тоже было изменено на Новую книгу конституций древнего и достопочтенного братства вольных и принятых каменщиков, в которой содержатся их история, требования, правила, уложения и т. д., собранные и опубликованные орденом великой ложи из своих старых записей, оберегаемых традиции и книг лож, для использования ложами»[12]. Издание конституций 1723 года было отредактировано и переиздано Бенджамином Франклином в Филадельфии в 1734 году [13], став первой масонской книгой, напечатанной в США.

Новая редакция конституций была опубликована в 1754 году Джоном Энтиком. Он вернулся к правилам, составленным в 1723 году, в которые, особенно в первое правило, Андерсон внёс различные изменения в издании 1738 года. Именно это издание правил, которые составляют основу «Древних правил», можно найти сегодня в конституции Объединённой великой ложи Англии, за небольшими изменениями в отношении первого «Правила о Боге и Религии» [14].

Конституции 1723 года

В первом разделе конституции, о религии, говорится, что масоны могут быть любой веры и что им необходимо только придерживаться религии, в которой согласны все люди, подходит очень близко к концепции «естественной религии» — популярной идеи в эпоху Просвещения.

  • I. О боге и религии
    • Вольный каменщик обязан, в силу данного им обязательства, подчиняться нравственному закону; и если он верно понимает «Царственное Искусство», он никогда не станет неразумным атеистом или неверующим вольнодумцем. Но если в древности вольные каменщики обязаны были в каждой стране принадлежать к религии именно той страны и того народа, среди которого находятся, какой бы она ни была, в настоящее время считается более разумным обязывать их принадлежать к той лишь религии, в которой согласны между собой все люди, оставив им самим точно определять свои религиозные убеждения; это означает, что вольные каменщики должны быть] людьми добродетельными и верными, то есть людьми чести и людьми честными, вне зависимости от личных убеждений и конфессиональной принадлежности каждого из них, — в силу чего франкмасонство становится Центром Единения и средством установления истинной дружбы между людьми, которые — не будь его, — были бы разделены непреодолимой пропастью.
  • II. О светской власти, высшей и назначенной
  • III. О ложах
  • IV. О мастерах, стражах, подмастерьях и учениках
  • V. Об управлении работой братства
  • VI. О поведении:
    • А. В ложе после учреждения и открытия
    • Б. Поведение в ложе после закрытия работ, пока братья не разошлись
    • В. Поведение братьев при встрече без непосвященных вне стен должным образом открытой Ложи
    • Г. Поведение в присутствии не-масонов
    • Д. Поведение дома и среди знакомых
    • Е. Поведение с незнакомым Братом

Конституции 1738 года

Раздел о религии в 1738 относится к «Семи заповедям Ноя», которые списком из семи моральных императивов, в соответствии с Талмудом, были даны Богом Ною как обязательный набор законов для всего человечества [15].

О боге и религии

    • Масон обязан пребывая в должности соблюдать нравственный закон, как истинный потомок Ноахид, и если он правильно понимает масонство, он никогда не станет глупым атеистом, ни нерелигиозным вольнодумцем, не будет действовать против совести. В древние времена, Христианства масонам предъявлялись требования в соответствии с христианскими обычаями каждой страны, где они путешествовали или работали, будучи во всех странах, даже далёких религий. Они, как правило, придерживаются того, что религия, в которой все люди согласны (оставляя за каждым братом своё личное мнение), то есть, чтобы быть хорошим и правдивым человеком, человеком чести и доблести, какие бы он не имел религиозные убеждения или их можно было выделить, где они согласуются в трех великих статьях Ноахидов, чтобы сохранить основание ложи. Таким образом, масонство центр единения, и счастливое средство примирения людей, которые в противном случае должны удалиться друг от друга.

Конституции «Древних»

Книга конституций, или Ахиман Резон, из Великой ложи Англии, в старых институтах, также известной как Древняя великая ложа Англии или Великая ложа Древних, была впервые опубликована в 1754 году. Её автор Лоуренс Дермотт был великим секретарём «Великой ложи Древних» с 1752 до 1771 годы. Полное название первого издания было «Ахиман Резон, или помощь брату; показывающее превосходство секретности, и первая причина или мотив учреждения масонства; принципы каменщиков, и выгоды от строгого соблюдения их и т. д., и т. п.; также старые и новые правила и т. д., к которым добавляется большая коллекция песен масонов и т. д.» Второе издание было опубликовано в 1764 году, а последующие издания в 1778, 1787, 1800, 1801, 1807, и 1813 годах. Второе издание было перепечатано в Филадельфии в 1855 году Леоном Хайнеманом. Дермотт в значительной степени сделал заимствования из конституций Великой ложи Ирландии, которая была опубликована в 1751 году.

Конституция Объединённой Великой Ложи Англии

Когда Объединённая Великая Ложа Англии была создана в союзе Древних и Современных, была подготовлена новая версия Конституции. Это был синтез Конституций Андерсона из Первой Великой Ложи Англии и «Ахиман Резон» Древней Великой Ложи Англии.

О Боге и Религии

    • Масон обязан, пребывая в должности, соблюдать нравственный закон, и если он правильно понимает Искусство он никогда не станет глупым атеистом, ни нерелигиозным вольнодумцем. Он, как и все люди, должны лучше понять, что всевидящий Бог не видит как смотрит человек; ибо человек смотрит на внешнее, а Бог смотрит в сердце. Масон является, поэтому, в частности, связанным никогда не действовать против своей совести. Пусть религия человека или способ поклонения будет то, во что он может верить, он не исключается из порядка условие, что он верит в Великого Архитектора Вселенной, и практику священных обязанностей морали.