Хотите присоединиться, узнайте больше информации здесь

Баженов, Василий Иванович

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 [12] марта 1738[1][2], Москва[3] — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник(с 1796 г.).

Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 [12] марта 1738[1][2], Москва[3] — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года, вице-президент Академии художеств (с 1799 года). Действительный статский советник(с 1796 г.).

Биография

Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Д. В. Ухтомского, назначенного в 1754 главным архитектором Московского университета, который принял его в свою школу[4]. По его рекомендации Баженов в апреле 1755 поступил в гимназию Московского университета, где был зачислен в специальный «художественный класс», предназначенный для будущей Академии художеств. В числе 9 лучших учеников Баженов в 1756 по инициативе И. И. Шувалова, был переведён в академическую гимназию в Санкт-Петербурге, а после открытия в январе 1758 Академии художеств принят в её студенты[5]. В Академии его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1760 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став, наряду c А. П. Лосенко, первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).

Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию. Вслед за Ж.-Ж. Суффло, К.-Н. Леду и другими мастерами французского классицизма того времени Баженов усвоил «вкус к грандиозным масштабам проектируемых сооружений, чьи композиции, план и декор содержали сложную, часто масонскую символику»[6] и не всегда были осуществимы в реальности.

По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (перевод Ф. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом. Своё мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины; однако ожидаемой должности Баженов не получил и взял увольнение от академической службы, после чего князь Г. Г. Орлов определил его в своё Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана.

В этой должности Баженов предположительно построил в Москве дом Пашкова, а в окрестностях столицы — дворцовый комплекс в Царицыне. В Московском Кремле на месте крепостных стен, выходящих на Москву-реку, архитектор спроектировал «Форум великой империи» или Большой Кремлёвский дворец  на Боровицком холме. Комплекс проектировался как грандиозный общественный центр с театром и овальной площадью для народных собраний, к которой должны были сходиться все улицы Кремля. Исторический контекст при этом практически не учитывался: многие допетровские здания Кремля предполагалось снести, заодно закрыв со стороны реки обзор храмов Соборной площади, что неминуемо исказило бы исторический облик твердыни[7]. Кремлёвские стены уже начали было разбирать (снеся часть обращённого к Москве-реке участка стены с шестью башнями), но при рытье котлована у подножия Кремлёвского холма на стенах древних соборов появились трещины, и, по воле императрицы, строительство было отложено, а потом оставлено совсем (в 1775 году); снесённая часть стен Кремля позже была восстановлена М. Ф. Казаковым[8].

Такая же судьба постигла царицынский ансамбль Баженова, представлявший собой новаторский сплав элементов нарышкинского бароккоконца XVII века и западноевропейского готического декора. Впервые Баженов опробовал это сочетание в 1775 году, работая вместе с М. Ф. Казаковым над временными увеселительными павильонами Ходынского поля, где праздновалось заключение Кючук-Кайнарджийского мира с турками. Екатерина летом 1785 года приехала на три дня в первопрестольную, посетила работы по сооружению дворцов в Царицыне (собственного и великокняжеского) и, возмутившись их равными размерами, повелела снести оба; архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время в Москве Баженов предпринимает попытку организовать «партикулярную» (частную) академию и набрать учеников. Видимо, затея не удалась, так как, по словам Баженова, «препятствиев к моему намерению весьма есть много».

«Вид Царицына села», проект, 1776 год

До сих пор Баженову приписывается утраченный памятник Санкт-Петербурга, Старый Арсенал на Литейной улице (в XIX веке его занимал Окружной суд, сожжён в 1917 г., разобран в конце 1920-х годов); но, вероятнее всего, к нему зодчий не имеет никакого отношения. Строительство здания началось под руководством архитектора Артиллерийского ведомства В. Т. фон Дидерихштейна весной 1766 года и велось архитектором Инженерного корпуса К. И. Шпекле. Баженов же в конце 1766 г. поступил в Артиллерию, но вскоре уехал в Москву. Большое количество документов по этой теме сохранилось в фондах Исторического архива ВИМАИВиВС («архив Артиллерийского музея») в Санкт-Петербурге. Большой мост через овраг в усадьбе Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.

Владимирская церковь в Быковоприписывается некоторыми авторами Баженову

Масон, член московской ложи «Девкалиона», которой руководил С. И. Гамалея, был возведён в «теоретический» градус, где также работал под руководством С. И. Гамалеи. Входил в ложу «Латона» во главе с Н. И. Новиковым.

Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург.

Без всяких оснований ему приписывался Каменноостровский дворец — дворец великого князя Павла Петровича на Каменном острове и работы в Гатчинском дворце. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка. Как установили петербургские исследователи, авторство этого грандиозного сооружения приписать только Баженову невозможно. Работы начались задолго до строительства и велись «под диктовку» Павла Петровича, саморучно набросавшего эскизы плана, сначала архитектором Малого двора А. Франсуа. Виолье, затем — в 1790-х годах — к делу подключился и Баженов, но окончательный проект был составлен В. Бренной; он-то и был осуществлён.

После своего вступления на престол Павел I, вообще приближавший к себе всех гонимых его матерью, назначил Баженова вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры, а также представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, выказавшего себя покровителем отечественного искусства; многое бы, без сомнения, он мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

Баженов был похоронен в Санкт-Петербурге, но позже, в 1800 году, его останки были перевезены в имение Баженовых в селе Глазово (ныне Тульская область)[9].

Споры об атрибуции

Пашков дом

«От Баженова практически ничего не осталось, стоит один Пашков дом против Кремля, и от того остались одни фасады, внутри все разрушено, да ещё неизвестно, точно ли Баженов его построил», — констатирует Григорий Ревзин[10]. Тем не менее романтический образ Баженова как непризнанного гения, грандиозные замыслы которого не были оценены авторитарными властями, получил большое распространение в российском массовом сознании, особенно в советское время, когда для спасения тех или иных заброшенных зданий их приходилось связывать с именем Баженова. Как результат, Баженову и Казакову в то или иное время приписывались (или продолжают приписываться) почти все псевдоготические постройки конца XVIII века в московском регионе, относительно авторства которых не сохранилось документации.

Достоверно известно лишь о двух проектах Баженова — кремлёвском и царицынском. Почти все историки архитектуры упоминают его имя в связи с домом Пашкова, который перекликается по своему решению с неосуществлённым проектом кремлёвского форума. Атрибуция Баженову всех прочих зданий, особенно в глубинке (где Баженов по документам никогда не работал), сугубо гадательна, а в некоторых случаях и произвольна.

Работы Баженова

Осуществлённые проекты

  • Михайловский замок (1792) (проект был переработан Винченцо Бренна)
  • Оформление Ходынского поля (1775) (в связи с празднествами в честь окончания Русско-турецкой войны)
  • Ансамбль Царицыно (1776—1786) (большая часть построек снесена или перестроена почти сразу по велению Екатерины II, осталось несколько построек)
  • Дом Пашкова (1784—1786)(спорное авторство, приписывается Леграну)
  • Дом Юшкова (1780-е) (возможно)
  • Проект Каменноостровского дворца цесаревича Павла Петровича (только предположение; строительные работы велись Фельтеном и Кваренги)
  • Здание Арсенала в Санкт-Петербурге (приписывается, маловероятно; не сохранилось)
  • Дом Л. И. Долгова
  • Усадьба Ермолова в селе Красное (1780-е) (возможно)
  • Работы в Гатчинском и Павловском дворцах (1793—1796) (не подтверждено)
  • Усадьба Тутолмина-Ярошенко (1788—1901) (совместно с Казаковым)
  • Усадьба Румянцева на Маросейке (1782) (совместно с Казаковым)
  • Скорбященская церковь на Большой Ордынке (1783—1791) (достроена Бове)
  • Усадьба И. С. Гендрикова (Спасские казармы) (1775) (совместно с Леграном)
  • Церковь Владимирской иконы Божьей Матери (Рождества Христова) (1789)

Неосуществлённые проекты

  • Здание Смольного института благородных девиц (проект получил хвалебные отзывы, но здание возвели по проекту Джакомо Кваренги)
  • Большой Кремлёвский дворец (1768) (строительство начато, но остановлено в 1775 в связи с угрозой для древних памятников Кремля)
  • Проект восстановления Галерной гавани на Васильевском острове (отклонён по причине дороговизны)
  • Проект Инвалидного дома
  • Проект мастерских для Главного адмиралтейства
  • Проект манежа и Аракчеевских казарм близ Смольного
  • Участвовал в проектировании Казанского собора (1797)

Память

  • Улица Баженова (Липецк).
  • Улица Баженова (Казань)
  • Улица Баженова (Калининград)
  • Улица Баженова (Калуга)
  • Улица Баженова (Жуковский)
  • Улица Баженова (Пенза)
  • Почтовые марки СССР, 1949 год.
  • Памятник Баженову и Казакову
  • Постройки Баженова в Царицыне 
  • 1-й Кавалерский корпус