Хотите присоединиться, узнайте больше информации здесь

Лопухин, Иван Владимирович

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля [6 марта] 1756, село Воскресенское (Ретяжи), Белгородская губерния[1] — 22 июня [4 июля] 1816, там же) — русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.

Ива́н Влади́мирович Лопухи́н (24 февраля [6 марта] 1756, село Воскресенское (Ретяжи), Белгородская губерния[1] — 22 июня [4 июля] 1816, там же) — русский философ, публицист, мемуарист, издатель, один из виднейших представителей русского масонства. Действительный тайный советник (1807), сенатор.

Биография

Происходил из старинного дворянского рода Лопухиных[Комм 1]. Сын генерал-поручика Владимира Ивановича Лопухина (1703—1797) и Евдокии Ильиничны Исаевой (1717—1774), дочери вице-президента Коммерц-коллегии Ильи Ивановича Исаева.

В 1756 году, с младенчества, был записан в гвардию унтер-офицером.

На 17-м году моего возраста кончилось моё воспитание и учение языков, которых ни одного, как и своего природного, не знаю и по сие время грамматических правил… Одним словом, если я что знаю, то подлинно самоучкою[2]

В 1775 году — прапорщик Преображенского полка. В 1782 году произведён в полковники и перешёл на статскую службу — советником, а затем председателем Московской губернской уголовной палаты. В это время, быстро преодолев увлечение вольнодумством, после прочтения книг Луи Клод де Сен-Мартена «О Заблуждениях и об Истине» и Арндта«Об истинном христианстве», он вступил в орден мартинистов.

В 1785 года в чине статского советника вышел в отставку. В судейскую практику внес новый взгляд на исправительное значение наказаний и боролся за их умеренное применение, являясь противником смертной казни. Выступал за смягчение закона о религиозных преследованиях[3]. Снисходительность приговоров уголовной палаты и принадлежность её председателя к мартинистам вызывала возмущение московского главнокомандующего Я. А. Брюса, с которым у него появились разногласия.

В 1792 году начались преследования масонов со стороны правительства. Были закрыты типография и магазины, лидеры были частью арестованы и заключены в крепость, частью сосланы в деревни. Лопухину, памятуя о заслугах его больного девяностолетнего отца, в качестве наказания определили ссылку в родовом имении Савинское, конфисковав значительную часть имущества, и все-таки затем оставили в Москве под строгим гласным и негласным наблюдением.

С воцарением императора Павла I, покровительствовавшего масонам, положение радикально изменилось. И. В. Лопухина вызывают в Петербург, назначают статс-секретарем при Императоре, производят в тайные советники. Но и в отношениях с императором Лопухин проявлял свою независимость и твердость в суждениях, осмеливался даже возражать. Придворная служба тяготила его, и вскоре он был назначен сенатором в Москву.

Здесь он занимался главным образом разбором уголовных и следственных дел, проявляя те же черты человеколюбия, что и в уголовной палате. В своей деятельности в Сенате И. В. Лопухин продолжал придерживаться прежних гуманных взглядов. Неоднократно ему приходилось ревизовать многие губернии, оставляя своей справедливостью добрую память.

После того, как в конце 1806 года было решено учредить милицию, несколько сенаторов были отправлены по губерниям для наблюдения за порядком и тишиной; надзору Лопухина были вверены Тульская, Калужская, Владимирская и Рязанская губернии.

Особо следует отметить его деятельность по защите духоборов на Украине и работу в Крымской комиссии, за что в 1807 году был произведён в действительные тайные советники. Пользовался доверием императора Александра I, который даже собирался сделать его министром народного просвещения.

Ф. П. Лубяновский в своих «Воспоминаниях» рассказывает, как однажды император Александр, указывая ему на Лопухина, заметил: «Ты много об нем говорил, а я вот как знаю его — Иван Владимирович Лопухин и для меня не покривит душою». Но слабость Лопухина к вину, по свидетельству кн. П. А. Вяземского, помешала этому назначению.

«Государь, желая ближе познакомиться с Л., велел пригласить его к обеду; Л. вовсе не был питух; но необдуманно соблазнясь лакомыми винами, которые подавали за царским столом, он ничего не отказывал, охотно выпивал все предлагаемое, а иногда в промежутках подливал себе еще вино из бутылок, которые стояли на столе. Император держался самой строгой трезвости и был вообще склонен к подозрению.

Возлияния и влияния недогадливого Л. не могли ускользнуть от наблюдательного и пытливого взгляда императора.

Ему не только казалось, но он убедился, что Л. пьет. Тем министерство его и кончилось: он возвратился сенатором в Москву, как и выехал сенатором».

Во время Отечественной войны 1812 года, он, по поручению Александра I, занимается организацией земского войска и ополчения, упоминается на памятной плите в храме Христа Спасителя в Москве. После завершения войны окончательно уходит в отставку. Незадолго до смерти женился (09.02.1813) на Матрёне Ефимовне Никитиной; детей у них не было.

Деятельность в масонстве

С 1782 года он становится одним из организаторов, теоретиков и активных деятелей масонских организаций сначала в Москве, а затем и в других городах. Ближайшее десятилетие стало эпохой московского розенкрейцерства и вместе с тем — временем расцвета деятельности и дарований И. В. Лопухина. Он переводит на русский язык целый ряд масонских произведений, создает типографию и издает множество прогрессивных для того времени философских, теологических и правовых произведений, включая и свои собственные. В 1783 году на имя Лопухина была открыта одна из двух типографий масонского «Дружеского общества» (другая была открыта на имя Н. И. Новикова). Типография Лопухина печатала не только произведения мистиков и масонов, но и святых отцов. Помогает бедным, участвует в организации школ, аптек, больниц. В это время он становится великим мастером нескольких лож. Автор ряда сочинений, сыгравших заметную роль в российской масонско-мистической литературной традиции.

Цель сего общества была издавать книги духовные и наставляющие в нравственности истинно Евангельской… и содействовать хорошему воспитанию, помогая особливо готовящимся на проповедь Слова Божия, чрез удобнейшие средства приобретаь знания и качества, нужные к оному званию; для чего и воспитывались у нас больше пятидесяти семинаристов…[4]