ЛУКИН, ВЛАДИМИР ИГНАТЬЕВИЧ – (8(19) июля 1737 г. – 9(20) июля 1794 г.) – государственный деятель, писатель, драматург. Член ложи «Муз» Елагинской системы. Член -основатель ложи «Урания», учреждённой в 1773 ложей «Муз». В 1773 −1774 — Секретарь Великой Английской (Провинциальной) ложи. В феврале 1774 избран почётным членом берлинской ложи «Royal York zur Freundschaft».
Родился в семье придворного лакея в Петербурге. Сведений о том, где и чему учился Лукин в молодости, не сохранилось; известно только, что он рано поступил на военную службу и 25-ти лет был уже майором, сильно увлекался в эту пору игрою в карты, а затем, около 1763 г., “отстав от игры и от службы воинской”, пристрастился “к словесным наукам”, занявшись преимущественно переводом и переделкой французских комедий.
К этому времени, по всей вероятности, относится и его поездка в Париж, где он мог лично познакомиться с современным ему французским театром. То обстоятельство, что литературные противники Лукина упрекали его впоследствии званием “копеиста”, дает возможность предполагать, что именно в этой должности он начал свое служебное поприще по выходе из военной службы.
Лукин являлся участником Семилетней войны. В 1762 занял должность секретаря в штате К. Г. Разумовского. В конце 1763 Владимир Игнатьевич вышел в отставку и совершил путешествие в Париж. 1764 год, 3 декабря, писатель получил должность в кабинете – секретаря. Он работал в канцелярии Елагина совместно с Фонвизиным.
В 1771—1771 командирован за границу, посетил Лондон по масонским делам. В 1774 стал членом главной дворцовой канцелярии, произведён в коллежские советники. С 1782 статский, с 1786 — действительный статский советник.
Сам Лукин основал масонскую ложу «Урания», отличавшуюся неприязнью к мистическим течениям и симпатиями к рационалистической философии. Собрания ее одно время посещал А. Н. Радищев.
В 1765 были поставлены и в том же году изданы четыре комедии драматурга:
«Мот, любовью исправленный»,
«Пустомеля»,
«Награжденное постоянство»,
«Щепетильник» (из них лишь первая является самостоятельным произведением драматурга). Впоследствии переводчик переделал еще несколько комедий. Комедия «Щепетильник» является наиболее значительной из его переводных пьес. В ней Владимир Игнатьевич весьма резко критикует дворян-крепостников и поднимается до защиты угнетенных крестьян. Обличительные тенденции, свойственные драматургии Лукина, предвосхищают выступления сатирической журналистики XVIII в. В оригинальной комедии «Мот, любовью исправленный» Владимир Игнатьевич стремится показать нравственное возрождение человека под влиянием любви, изменение его характера.
Эта идея содержится в заглавии пьесы, в изображении благородных поступков главного героя — Василия. Существенно в комедии стремление драматурга показать «русские характеры». Лучшие стороны дворянских нравов и понятий Лукин воплощает в образе Добросердова-младшего (отзывчивость, вежливость и в то же время твердость). Судьба героя пьесы должна была служить примером для молодых людей. Лукин В.И. не отличался художественным дарованием, его драматический талант был невелик. Интерес представляют его статьи-предисловия, которые он предпосылал к каждой пьесе. В них Лукин изложил свои взгляды на роль литературы, театра и писателя в просвещении народных масс. Он мечтал о создании общедоступного театра, национального репертуара. Лукин критиковал дворянский классицизм, искал новых путей в драматургии, подходил к проблеме реалистического изображения жизни («Мот, любовью исправленный»). Опыты Владимира Игнатьевича в этом направлении оказали воздействие на развитие русской литературы.
В 1774 перешел па службу в Главную дворцовую канцелярию, где и оставался до конца своей жизни.
Литературная деятельность Лукина В.И. продолжалась около десяти лет (1763 — 73) и состояла преимущественно в переводах и переделках французских драматургов (Боасси, Кампистрона, Реньяра и др.).
Умер и похоронен в Петербурге.