Алекса́ндр Лавре́нтьевич Ви́тберг (швед. Carl Magnus Witberg, 15 (26) января 1787—12 (24) января 1855) — российский художник и архитектор шведского происхождения, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве (не завершён), Александро-Невского собора в Вятке (1839—1864). Академик архитектуры, активный деятель петербургской масонской ложи«Умирающий сфинкс». Во время пребывания в Вятке сблизился с Герценом, который писал о нём:
Середь уродливых и сальных, мелких и отвратительных лиц и сцен, дел и заголовков, в этой канцелярской раме и приказной обстановке вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной и бесчувственной жестокостью.
Биография
Детство и юность
Карл Магнус Витберг родился 15 (26) января 1787 года в Санкт-Петербурге в шведской семье.
Его отец, Лоренц (Лаврентий Самойлович) Витберг (1753—1834), шведский бюргер, переехал с женой — Анной-Елизаветой, урожд. Шпетер (1753—1829) — в Россию в 1779 году. Здесь он обосновался в столице и устроился на работу учителем в школе лейб-гвардии Преображенского полка. Был причислен к российскому дворянству в 1817 году. Имел владение в Можайском уезде — село Грибово[1].
Молодой Карл начал обучение в Горном корпусе, но в 1802 году он поступил в Академию художеств. Здесь он познакомился с Александром Лабзиным, вице-президентом Академии, а позже вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс», мастером стула которой являлся Лабзин. Витберг получил все малые и большие золотые и серебряные награды Академии. В том числе, в 1807 году он получил золотую медаль за программу «Три отрока»[2]. В этом же году Карл окончил Академию, и остался работать в ней «пансионером для вояжирования». В 1808 году награждён золотой медалью за картину «Русская правда», в 1809 году — золотой медалью за картину «Андромаха, оплакивающая Гектора». После этого Витберга назначили на должность помощника профессора Г. И. Угрюмова для обучения в натурном классе.
Храм Христа Спасителя
Александро-Невский собор в Вятке по проекту А. Л. Витберга закончен в 1864 г., уничтожен в 1937 г.
В 1813 году на время отпуска Витберг уехал в Москву, где занимался исполнением виньеток и картин на события 1812 года. Здесь он писал портреты особенно отличившихся в Отечественную войну, благодаря чему Карл познакомился со многими участниками тех событий. По совету князя Александра Николаевича Голицына, бывшего в ту пору министром просвещения, Витберг начал изучать зодчество.
В 1814 году был объявлен международный открытый конкурс на проект храма Христа Спасителя в Москве, задуманного Александром I ещё в 1812 году. Храм должен был увековечить великую победу русского народа в Отечественной войне, свои проекты на конкурс прислали многие видные архитекторы того времени. Из них император выбрал наиболее грандиозный, разработанным молодым Витбергом, никак не проявившим себя до этого в качестве архитектора. Он пригласил Карла к себе, и после презентации проекта храма сказал:
«Я чрезвычайно доволен вашим проектом. Вы отгадали моё желание, удовлетворили моей мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одна куча камней, как обыкновенные здания, но был одушевлён какой-либо религиозной идеей, но я не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, что бы кто-то был одушевлён ею и потому скрывал своё желание. И вот я рассматривал до 20 проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные, Вы же заставили камни говорить.»
Витберг, близкий к мистицизму ещё со времён участия в масонской ложе, создал необычный проект огромного (втрое больше нынешнего) храма с пантеоном и колоннадой из 600 колонн. Храм должно было украшать трофейное оружие, захваченное в Отечественной войне, памятники монархам и видным полководцам. На строительство было выделено 16 млн казённых рублей, поступили значительные пожертвования от частных лиц.
Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года, в пятую годовщину ухода французов из Москвы, церемония обошлась в 24 000 рублей. На ней присутствовал император Александр I. Местом для строительства были выбраны Воробьёвы горы. На открытие пришло около 400 000 москвичей (то есть почти все жители столицы в ту пору). Для строительства были собраны 20 000 подмосковных крепостных. Вечером того же дня Витбергу был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест.[источник не указан 2335 дней]
В 1818 году отец Витберга получил дворянство Российской империи[3], а Карл принял православие. Восприемником Витберга стал сам Александр I, в честь своего покровителя Карл Магнус был наречён православным именем Александр.
В последующие семь лет строительство протекало вяло, а под конец и совсем остановилось. Выяснилось, что миллион рублей из денег, выделенных на строительство, расхищен. После смерти Александра I императором стал Николай I. По официальной версии, из-за ненадёжности почвы строительство храма остановлено. Руководители строительства, в том числе и Витберг, были обвинены в растратах и хищениях и отданы под суд. Судебное разбирательство затянулось, в 1835 году суд постановил оштрафовать обвиняемых на миллион рублей. За злоупотребление доверием императора Витберг был сослан в Вятку. Некоторые современники считали наказание несправедливым: казначей комиссии сооружения храма Христа Спасителя В. В. Берг[4] указывал, что Витберг «оказался виноватым, будучи человеком редкой, высокой честности, который, конечно, не посягнул бы ни на одну казённую (да и никакую) копейку»[5].
Ссылка в Вятке
Слухи о том, что в Вятку сослан великий архитектор, пошли за несколько дней до прибытия Витберга. И в один из ноябрьских дней только что приехавший Витберг уже совершал прогулку по городу с вятским губернатором Кириллом Тюфяевым. Вот как описывает в своём дневнике происходящее будущий ученик Витберга, известный портретист Дмитрий Чарушин:
«Слышу лавочников разговор: «от реки по Спасской улице губернатор с архитектором Витбергом идёт». Я немедленно выскочил из лавки на галерею и вижу такого великого знаменитого человека, идущего посреди дороги. Приближаясь, поровнялись с лавками и шли, продолжая путь. Лавочники и народ раскланивались губернатору и великому архитектору. Кланялись и губернатор, и Витберг. Губернатор в чёрном пальто с тростью, а г. Витберг в пальто серого цвета, и фуражка серая же, и трость в левой руке. С выражением роста, осанкою и движением манеров, величием натуральным, природным, скромностью освещённым мне показался Александр Лаврентьевич…»
В Вятке Витбергу было запрещено работать на государственной службе. Всё его имущество конфисковали по решению суда, и вплоть до второй половины марта 1836 года, когда из Петербурга приехала его семья, Витберг жил в доме З. Х. Леушиной на Московской улице в компании с другим ссыльным, Александром Герценом, с которым успел познакомиться по прибытии в Вятку. После воссоединения с семьёй, Витберг вместе с Герценом и семейством Прасковьи Петровны Медведевой занимают пустовавший бесхозный особняк Жмакина — Тиминцова — Евсюкова на Спасской.
Смена обстановки плодотворно повлияла на Витберга, и он снова начинает заниматься творческой деятельностью. В числе его работ этого времени — проект Александро-Невского собора в Вятке. В этот период Витберг также создаёт один из лучших портретов молодого Герцена. Вскоре губернатор предлагает Витбергу сделать проект портала и ограды парадной стороны Александровского сада, и Витберг принимает предложение. Одновременно с ним проект был поручен и молодому губернскому архитектору А. Е. Тимофееву, оба проекта Тюфяев направляет на рассмотрение Министерства внутренних дел. Через 4 месяца приходит уведомление, что проекты рассмотрены главным управлением путей сообщения и публичных зданий, комиссия проектов и смет отдала предпочтение работе Витберга, но министр выразил сомнение, что в Вятке найдутся столь искусные мастера «дабы привести в действие означенные проекты». Министр порекомендовал выполнить типовую ограду по одному из «образцовых» проектов, но Тюфяев не принял рекомендаций петербургского начальства: «Построение будет производиться под руководством и наблюдением Витберга, и в искусных мастерах недостатка я не встречу». Убеждённость губернатора подействовала, проект был одобрен с поправкой, что ограда будет строиться без каменных столбов.
Дальнейшая судьба
Только в 1840 году, по ходатайству Жуковского, А. Л. Витбергу было позволено вернутся в Петербург.
В Петербурге он жил в бедности, с большим семейством сначала в квартире сестры на Песках, потом в снятой здесь же квартире — около церкви Рождества по Таврическому саду, в доме Энгельсона.
В 1844 году выхлопотал пенсию 400 рублей, положенную ему по званию академика.
В 1851 году умерла жена Витберга — Евдокия Викторовна (в девичестве Пузыревская). После пожара, сгубившего большую часть его чертежей, его разбил паралич[6].
А. Л. Витберг умер 12 января 1855 года и был похоронен на Волковском кладбище. Надгробие утрачено в советские годы[7].